Представьте ситуацию: вашему предприятию пора обновить парк электрической спецтехники. Что вы делаете в таких случаях? Очевидно, мониторите многочисленные предложения. Ищете самое выгодное, чтобы свести ‘дебет с кредитом’. И замечаете очень распространённую, но от этого не менее любопытную вещь — в предложениях о продаже идентичных позиций цены могут кратно отличаться.
В чём подвох? Он здесь есть, и довольно серьёзный. Существенная разница в стоимости в большинстве случаев объясняется юридическим статусом — точнее, его отсутствием. Низкая цена может означать, что приглянувшаяся вам импортная спецтехника ввезена незаконно. И для вас это чревато неприятными последствиями.
Какая спецтехника считается официальной
Технику, ввезённую с соблюдением всех нормативно-правовых актов, можно легально эксплуатировать, спокойно зарабатывая с её помощью. В остальных случаях это просто железо, даже если вы уверенно называете её снегоуборочной машиной или, к примеру, грузовым трициклом.
Если техника произведена в России
Чтобы она была защищена юридически, ответственные производители:
- Получают на свою продукцию декларацию или сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС). Для продажи спецтехники через госзакупки ФЗ-44 и ФЗ-223, а также для получения государственных субсидий на развитие бизнеса понадобится ещё и заключение Минпромторга РФ на соответствие Постановлению Правительства РФ № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции».
- Оформляют всем выпускаемым агрегатам электронные паспорта самоходной машины (ЭПСМ). В них же ставят отметки об уплате утилизационного сбора ЗАКОН.
Если у выбранной вами техники есть перечисленные документы, она по закону является российской. То есть вы без проблем сможете зарегистрировать её в Гостехнадзоре.
Электроспецтехника иностранного производства
Варианты попадания зарубежной техники к российским покупателям могут быть разными — законными и не очень.
Первый вариант чист и прозрачен — ввоз и растаможка в качестве самоходных машин. Импортёр, занимающийся официальными поставками, обязан:
- Растаможить технику как самоходную машину в сборе, уплатив соответствующие пошлины. Эти действия должны быть подтверждены таможенной декларацией.
- Уплатить утилизационный сбор.
- Получить декларацию соответствия требованиям ТР ТС.
По завершении этих процедур оформляется ЭПСМ и техника ставится на учёт.
Второй вариант — ввоз и растаможка под видом запчастей. Так поступают импортёры, экономящие на таможенных пошлинах. Они попросту завозят машины не как ТС, а как запчасти. Юридически они становятся техникой только после сертификации производителя.
Третий вариант — ввоз и растаможка в качестве другого товара. Такие махинации непорядочные импортёры проворачивают под прикрытием сотрудников контролирующих органов. Легализовать эту покупку вы не сможете.
Четвёртый способ — завоз электроспецтехники в РФ в обход таможни. Для вас это результат, аналогичный предыдущему — такую технику по закону нельзя использовать ни для нужд предприятия, ни для продажи.
Чем опасны “серые” сделки
Какие риски светят тем, кто всё же решился на такое приобретение? Некоторые считают, что заметная разница в цене с лихвой закрывает такой пробел, как отсутствие необходимой документации. Это заблуждение, которое может в итоге обойтись довольно дорого.
Если ваша покупка была проведена незаконно, то в итоге:
- Останетесь без техники — её у вас заберут и будут совершенно правы. Если Гостехнадзор выявит отсутствие паспорта и свидетельства о регистрации (СТС), ваша техника окажется на штрафстоянке. Забрать её вправе только собственник, на которого она зарегистрирована, либо его законный представитель. Но нелегально завезённая спецтехника необходимых документов не имеет и на этом простом основании будет безвозвратно изъята.
- Не доплатили пошлины при пересечении границы? Вам их доначислят, а ЭПСМ временно аннулируют. До той светлой поры, пока вы не приведёте документы в порядок в соответствии с действующим в РФ законодательством. То есть потеряете не только призрачную экономию, но и понесёте убытки за время вынужденного простоя. Бинго? Вряд ли.
- Если ваш электротранспорт нанесёт ущерб третьим лицам, отсутствие регистрации станет отягчающим обстоятельством. Вам выставят соответствующую претензию, потребуют компенсацию, назначат штраф.
- При оформлении кредита техника без документов не сможет стать для вас залоговым подспорьем. С точки зрения банка это просто набор железяк.
- Никто не станет искать нелегальную технику, если у вас её украли.
“СилаВольт” за то, чтобы рынок спецтехники и коммерческого транспорта был честным и прозрачным для всех сторон сделки: производителя, продавца, покупателя и лизинговых компаний. “Серые” схемы — себе дороже.
Как убедиться в юридической чистоте техники
Покупка электроспецтехники — дело очень серьёзное, поэтому важно грамотно оценить, что вам на самом деле предлагают.
Чтобы не нажить в будущем проблем, попросите показать вам документы — например, это может быть декларация соответствия, сертификат соответствия ТР ТС 010. По смыслу и по статусу они одинаковы, но определённая разница всё же есть. Сертификат оформляется по завершении лабораторных испытаний на безопасность; декларация выдаётся на основании результатов испытаний, предоставленных заявителем. И сертификат, и декларацию выдают только на новую технику.
Проверить предъявленные продавцом документы вы всегда сможете на сайте Единого реестра сертификатов и деклараций о соответствии.
Обязательно поинтересуйтесь наличием ПСМ или ЭПСМ. Декларация и ЭПСМ — взаимозависимые документы, т.е. если на технику есть ЭПСМ, то должна быть и декларация. Чтобы удостовериться в наличии ЭПСМ и его подлинности, зайдите на портал “Электронный паспорт”. Документ должен иметь статус «Действующий».
Полезные выводы
Произведённая в РФ электроспецтехника считается официальной при наличии:
- Декларации или сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС).
- ЭПСМ с отметкой об уплате утилизационного сбора.
- Зарегистрирована/ может быть поставлена на учёт в Гостехнадзоре.
Импортная техника считается официальной, если она:
- Растаможена как самоходная машина с уплатой пошлин.
- Имеет декларацию или сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС).
- Имеет ЭПСМ с отметкой об уплате утилизационного сбора.
- Зарегистрирована/ может быть поставлена на учёт в Гостехнадзоре.
Но самое главное — покупайте только у проверенных продавцов. В идеале — у производителей. Производственные мощности “СилаВольт” по сборке электроспецтехники находятся в России. Значит, вы априори избежите всех вышеперечисленных неприятностей.